Статьи
Святыни города Арзамаса
Мало кто знает об этом городе, где вообще он расположен на карте России! Часто проезжая совсем рядом в паломничестве в Дивеево или Муром, не осознавая сколько там святынь, люди проезжают мимо и потом жалеют, что не заглянули в эту сокровищницу! В старину здесь было более тридцати церквей и четыре монастыря. Золотых куполов было больше, чем жилых построек. Сейчас же сохранилось всего 8 храмов и 2 монастыря. Но благодаря тому, что все самые ценные святыни в советское время были собраны в местном Антирелигиозном Музее, который расположился в грандиозном Воскресенском Соборе. Еще пару лет Арзамасские храмы были полуразрушены, пока мэр города не обязал 18 предприятий города взять под свое покровительство один из храмов города. После этого купеческий городок стал расцветать новыми яркими красками! А купола засверкали над невысокими старинными домами этого теперь уже провинциального городка. Мы выложили не все святыни, а только те, что представлены в официальном каталоге снимков чудотворных икон города Арзамаса.
1. Икона Божией Матери именуемая "В родах Помощница".
Образ Пресвятой Богородицы с написанием "Како помогает женам раждати чада". Икона эта весьма популярна среди будущих мам. Имеются свидетельства о даровании чада супругам, много лет не имевшим детей, после молитвы перед эти образом.
2. Семистрельная икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец".
Почитаемая икона Воскресенского Собора, написанная в 19-м веке, одним из учеников известного художника А.В. Ступина. Начиная с 1998 года икона регулярно мироточит. Сей факт официально засвидетельствовал епископ Балахнинский Иерофей.
3. Никола Можайский.
В изданной в 1911 году книге Н.М.Щеголькова "Исторические сведения о городе Арзамасе" указано, что это "чудесно сохранившийся памятник четырехстолетней старины". Около 1580 г. икона была преподана игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю. Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из самых почитаемых святынь Арзамаса. Шитая риза образа святителя Николая - шедевр златошвейного искусства, которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей.
4. "Христос в темничке".
Во многих монастырях и приходских церквях Нижегородской губернии, особенно в южных районах и, в частности, в Арзамасе и ближайших сельских храмах, с давних времен имело распространение скульптурное изображение Христа Спасителя в момент страданий. Сидящий Христос изображается в багрянице с тростью в руке и терновым венцом на главе, обычно скульптурное изображение помещается в деревянный застекленный футляр. В народе это изображение получило название "Христос в темничке". Дело в том, что у коренного населения Эрзянской земли во время распространения здесь Православия и строительства первых храммов практически не было живописных навыков, зато многие из местных лесных жителей были искусными резчиками по дереву. И, будучи просвещенными верой Христовой, они стали украшать храмы резными изображениями Спасителя, Богородицы и святых.
5. Животворящий Крест.
Это самая известная и почитаемая святыня Воскресенского Собора и всего города Арзамаса. Чудесным образом обретенное во второй половине 17-го века благочестивым арзамасцем по фамилии Шаянский. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских (по другим сведениям Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки. Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел на лодку и стал молиться. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.
Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.
Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли — двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались — внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы, младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием.
Распятие было поставлено в Ильинской церкви. В тридцатые годы 20-го века оно было перенесено в Воскресенский Собор, где тогда располагался Антирегилиозный музей. Много раз, по усердным молитвам жителей города перед Животворящим Крестом, Господь избавлял Арзамас от моровых поветрий, пожаров, бездождия и других бедствий. Перед образом Христа Распятого исцеляются люди от неизлечимых телесных недугов и обретают духовное утешение и укрепление все, кто с верой приходит к святыни.
6. Казанская икона Божией Матери.
По преданию, образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском храме, где она и находилась до революции. Затем попала в Музей Атеизма и ныне находится в Воскресенском Соборе.
Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.
7. Серафимо-Панетаевская икона Божией Матери.
Точный список с чудотворной иконы "Знамение" Серафимо-Понетаевского монастыря.
8. Алтарные иконы Спасителя и Божией Матери.
Изображены как Царь и Царица - работа известного художника Н. М, Алексеева.
9. Воскресение Христово - Сошествие во Ад.
Одна из древнейших икон в Восерсенском Соборе. Другое название "Государево данье". Эту икону оставил здесь на благословение на устроение города и постройку храма Воскресения Христова сам Иван Грозный.
10. Тихвинская икона Божией Матери.
Древние списки икон выполнены в очень сложной технике золотого шитья по бархату с использоваанием драгоценных и полудрагоценных камней мастерицами монахинями Алексеевского женского монастыря.
11. Христос - Добрый Пастырь.
Очень изящное скульптурное изображение Спасителя из белого мрамора. Эта скульптура была приобретена арзамасским купцом в Западной Европе и размещена в одном из приходских храмов города, в качестве вклада на молитвенную память.
12. Икона св. мученика Иоанна Воина.
Этот чтимый образ известен еще с древних времен, в честь него специально был освящен один из приделов Воскресенского Собора. Перед этим образом испрашивают благословения юноши перед службой в армии, еще ему молятся при потере имущества, которое часто после этого находится.
13. Икона "Преподобный Серафим, молящийся на камне".
После прославления в 1903 году в лике святых преподобного Серафима Саровского в окрестностях Арзамаса стало очень популярным изображение святого старца, где его лик и руки были живописной работы, а все остальное выполнялось из ткани, бумаги, фольги и природных материалов. Один из самых богатых по сюжету и деталям образов была создана из подручных материалов монахинями, изгнанными из закрытого Дивеевского монастыря во времена революции.
14. Икона Божией Матери "Избавление от бед страждующих".
В 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы. Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись.
После того, как число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.
Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.
15. Икона Божией Матери "Достойно есть" ("Изрубленная").
Образ был найден в 1997 году жителями города Арзамаса в хозяйственных постройках старинного дома и принесен в Свято-Николаевский женский монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.
В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижнем приделе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радость» Богоявленской церкви монастыря.
У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».
Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.