Статьи
Сколько монастырей в Москве?
1. Преображенский Андреевский мужской монастырь (1648 г)
Святыни — особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы (в центральной части храма Воскресения Христова, к сев. от алтаря), скульптурное деревянное распятие XIX в.
2. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастрырь (1386 г.)
Святыни - Икона Святой Живоначальной Троицы, написанная Андреем Рублевым, Икона Рождества Пресвятой Богородицы, Боголюбская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери.
3. Богоявленский мужской монастырь (1296 г.)
Богоявленский мужской монастырь с деревянным храмом Богоявления и приделом в честь Благовещения был основан в 1296 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским. Одним из первых игуменов обители был Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Сейчас сохранился только главный Богоявленский Собор.
4. Высокопетровский мужской монастырь (1320 гг.)
Высокопетровский мужской монастырь основан, по преданию, в 20-х гг. XIV в. митрополитом Петром, первым из русских митрополитов. Ныне как таковой Высокопетровскиймонастырь является недеюствующим, однако некоторые храмы возвращены РПЦ и в них проходят богослужения. Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы ХVII-Х1Х вв.; ограда 1690-х гг.
5. Донской ставропигиальный мужской монастырь (1591 г.)
Донской мужской монастырь основан в память избавления Руси от татаро-монгольского ига на месте, где была походная церковь с чудотворной иконой Донской Божьей матери, которая в 1380 году во время Куликовской битвы располагалась в стане русских войск. (сейчас икона находится в Третьяковской галерее).
Святыни - Чудотворный список XVI в. с Донской иконы Божией Матери, мощи святого новомученника Тихона, патриарха Всероссийского.
6. Зачатьевский женский монастырь (XVI в.)
Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве, основан царём Фёдором Ивановичем на территории Белого города, между Остоженкой и берегом Москвы-реки, на месте Алексеевского монастыря. Назван по церкви Зачатия Анны (около 1584, разобрана в 1804)
Святыни - Икона Божией Матери «Милостивая»; крест-распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня, икона вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона с частицей мощей; икона Зачатия св. прав. Анны, мощевик с частицами святых мощей новомучеников и исповедников Российских. Особо почитается место погребения основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии.
7. Знаменский что на Старом Государевом дворе мужской монастырь (1629 г.)
Знаменский мужской монастырь - "что на Старом Государевом дворе". Основан в 1629-1631 гг. в связи с рождением будущего царя Алексея Михайловича. Монастырь получил во владение двор бояр Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы (матери царя Михаила Федоровича). После пожара 1668 г. монастырь несколько десятилетий восстанавливали на средства боярина И. М. Милославского. Были возведены новый собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «Святыми воротами», перестроен корпус «над верхними погребами». До наших дней сохранился монументальный пятиглавый, внутри перекрытый сомкнутым сводом Знаменский собор (1679-1684)
8. Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Ивановский) (1604 г.)
Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах.
9. Николо-Прервинский монастырь (XVII в.)
Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, - она была поистине «обителью», - тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили.
10. Ново-Алексеевский монастырь (бывший) (1358 г.)
Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке, ныне это территория Московского Зачатьевского монастыря.
11. Новодевичий женский монастырь (1524 г.)
Новодевичий (Богородице-Смоленский) женский монастырь, на юго-западе Москвы, в излучине Москвы-реки. Основан в 1524 по обету великого князя Василия III (отец Ивана Грозного) в память взятия в 1514 Смоленска. Новодевичий являлся важным звеном в оборонительном кольце московских монастырей-сторожей. Территория монастыря окружена кирпичными стенами (конец XVII века) с 12 башнями. Монастырь стал местом пострижения женщин царской семьи. В монастырском соборе похоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе вел. кн. Софья Алексеевна.
Святыни - Чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.
12. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (14 в.)
Святыни - Смоленская икона Божией Матери – вклад инокини Марфы, иконa Божией Матери "Всецарица" – точный список с чудотворного образа, находящегося в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Список был выполнен специально для Новоспасского монастыря афонскими монахами после продолжительных молитв всей братии Ватопедской обители. Два ковчега-мощевика: один с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, другой – с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня, частицами мощей святых апостолов, вселенских и русских святых, среди которых – апостол и евангелист Марк, апостол Варнава, святители Иоанн Златоуст и Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон и великомученица Варвара, Первосвятители Московские, святители Игнатий и Димитрий Ростовские, Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные Оптинские старцы, святой Василий Блаженный, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, преподобномученица великая княгиня Елисавета и другие святые.
13. Покровский ставропигиальный женский монастырь (1635 г.)
Покровский мужской (ныне женский) монастырь был основан первым российским царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем - в 1634 г. в память о его отце, патриархе Филарете, умершим в день Покрова Божьей Матери. место захоронения мощей святой Матроны (Матрены) Московской. Матрона родилась с плотно замкнутыми веками в бедной крестьянской семье и была четвертым ребенком. Ее родители, не имея достаточно средств для содержания детей, хотели отдать дочь в приют. Но ночью матери Матроны приснился сон, в котором на руку ей опустилась белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами. Она приняла этот сон за пророческий и отказалась от своего намерения. В детстве Матроны проявились признаки богоизбранности. Так, на груди ее был нерукотворный нательный крест – выпуклость в форме креста. Она исцеляла больных, читала мысли, обладала даром предвиденья, предсказала революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну.В возрасте 17 лет у нее отнялись ноги. Она знала об этом заранее и приняла это как крест. В 1925 г. Матрона перебралась в Москву и стала странницей, исцеляя болезни физические и духовные, давая советы и помощь в самых разных делах. Почила она 2 мая 1952 г., предсказав свою смерть. 8 марта 1998 г. ее мощи были обретены на Даниловском кладбище и помещены в раку в Покровском соборе монастыря, где и находятся сейчас.
Святыни - Мощи св. праведной Матроны Московской, икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная художником по благословению св. Матроны.
14. Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь (1282 г.)
Данилов монастырь — первый монастырь в Москве, основанный святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном прославленного в истории Церкви и Государства святого благоверного великого князя Александра Невского и супруги его праведной княгини Вассы.Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и о стольном граде Москве.
Святыни - Мощи святого княза Даниила, мощи преподобного Георгия Даниловского, Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского, частица мощей святителя Николая Чудотворца, ковчег с мощами Саввы Сторожевского, икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей, икона святителя Луки 19 в. с частицей мощей, икона Матроны Московской с частицей мощей, Владимирская икона Божией Матери 16 в., чтимая икона Божией Матери «Троеручица», написанная в Москве в XVII веке, икона преподобного Кассиана Римлянина 18 в., Башмачок святителя спиридона Тримифутского.
15. Симонов мужской монастырь (1370 г.)
Симонов Успенский мужской монастырь в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки. Основан в 1370 учеником и племянником Сергия Радонежского Феодором на землях боярина С.В. Ховрина (инока Симона — отсюда название), в 1379 перенесён на нынешнее место; на прежнем месте, в том числе Старом Симонове, — церковь Рождества Богородицы. В 1405 возведён белокаменный Успенский собор. Являлся важным звеном южного оборонительного пояса. В XVI в. в Симоновом монастыре жили и писали свои сочинения Вассиан Патрикеев и Максим Грек.
16. Спасо-Андроников мужской монастырь (1357 г.)
Спасо-Андроников монастырь стоит на левом берегу Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году св. Алексием, митрополитом Московским в память его чудесного избавления от бури на Черном море. Назван по имени первого игумена, ученика Сергия Радонежского, преподобного Андроника, который возвёл на этом месте первую деревянную церковь (Спасский собор). В 1947 году Андроников монастырь объявлен заповедником, а в 1960-м (год 600-летия со дня рождения Андрея Рублева) здесь открыт Музей древнерусской живописи им. А.Рублева (с конца 1980-х - Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева ).
17. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (1397 г.)
Страшная опасность угрожала русским княжествам в 1395 году. В этот год к границам Московского государства подступил грозный завоеватель Тимур (Тамерлан), перед тем покоривший множество стран и народов, безжалостно расправлявшийся со всеми, кто оказывался на его пути. Люди были охвачены ужасом, никто не знал, где искать спасения: в бегстве или за крепкими белокаменными стенами Москвы. Древняя повесть рассказывает нам об этом событии. Тамерлан уже захватил Елец и направил свои отряды грабить пограничные с московскими земли Рязанского княжества. Московский князь Василий Дмитриевич, посоветовавшись с князьями, боярами и митрополитом, решил, что только заступничество Богоматери может спасти Москву и русскую землю от вражеской силы. По совету митрополита Киприана послали за чудотворной иконой Богоматери во Владимир, куда она была привезена из Вышгорода князем Андреем Боголюбским.26 августа 1395 года на берегу реки Неглинной икону торжественно встретили вышедшие навстречу ей люди, собравшиеся тогда в Москве. В тот же день Тамерлан, простояв без движения две недели, стремительно покинул пределы русских земель, как сообщает нам летопись, - под влиянием внезапно охватившего его страха и трепета. Сретенский мужской монастырь, основан в 1397 великим князем Василием I Дмитриевичем на Кучковом поле, в память избавления от страшной угрозы, на месте СРЕТЕНИЯ, то есть встречи прославленной иконы Богоматери, которую народ назвал Владимирской, заложил Сретенский монастырь. С тех пор эта икона неотлучно пребывает в Москве и становится одной из святынь Российского государства. В Третьяковской галереи, где она сейчас находится, перед иконой всегда живые цветы.Так закончилось двухвековое монголо-татарское иго. В 1482 году, в ознаменование этой победы, в Сретенском монастыре был возведен большой каменный Сретенский собор, просуществовавший до 1679 года. Затем на его месте построили украшенный великолепнейшими фресками храм, существующий и поныне.