Главная / Статьи / Музеи-диорамы и панорамы как средство военно-патриотического воспитания

Музеи-диорамы и панорамы как средство военно-патриотического воспитания

В настоящее время как никогда актуальна тема военно-патриотического воспитания детей и молодежи. В современном обществе можно наблюдать некоторое смятение среди подрастающего поколения – нестабильность политической, экономической и социальной ситуации в стране способствует подобным настроениям. Подростки и молодежь зачастую подвержены трудностям с формированием цели в жизни, имеют поверхностное или превратное понятие об основных общечеловеческих ценностях, подвержены космополитизму, отсутствию привязанности к семье и Родине. «Я – гражданин мира» - говорят многие. Именно поэтому необходимо уделять внимание таким моментам, как развитие в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свою Родину и соотечественников. Стоит доносить до детей, как важно ощущать себя частью целого государства, быть готовым встать на защиту родного края и страны. Военно-патриотическое воспитание подразумевает ознакомление с такими понятиями как чувство собственного достоинства, духовность, гуманизм, нравственность, активная гражданская позиция. Без этого невозможно развитие полноценной и гармоничной личности.

Во многих учебных заведениях проводятся различные тематические мероприятия: приглашают ветеранов войн для беседы с учащимися, проводят концерты, конкурсы и игровые мероприятия, посвященные военно-патриотической тематике. Хорошим подспорьем педагогам и родителям в деле воспитания в детях и подростках чувства патриотизма станут экскурсии на места боевой славы и военные музеи.

Передать историческую достоверность помогают музеи-диорамы и панорамы. Это такой способ передачи изображения, который позволяет зрителю ощутить «эффект присутствия» внутри происходящего. Такие музеи посвящены памятным военно-историческим реалиям – масштабным сражениям и другим событиям.  Достигается этот эффект при помощи масштабного изображения, дополненного различными предметами, находящимися на переднем плане картины. Они освещены и расположены так, что воспринимаются естественно, а звуковые эффекты и голос диктора за кадром, рассказывающий о изображенных событиях, дополняют общую картину. Панораму возможно демонстрировать только в специальном круглом здании с высоким потолком. Диорама несколько отличается – это изогнутая лента, на которой запечатлено изображение. Отличается от панорамы тем, что угол обзора диорамы – 180-270 градусов, в то время как панорама охватывает все 360 градусов.

Одна из самых известных в Москве – Бородинская панорама. Музей открыт на месте деревни Фили, где проходил знаменитый Филевский совет, на котором решено было сдать Москву. Музей включает в себя не только панораму, но целый мемориальный комплекс. Сохранена «Кутузовская изба» - дом военного совета в Филях, обелиск с братской могилы русских солдат. В музее работают несколько постоянных экспозиций, в том числе выставка, посвященная генералу М.А. Кутузову, главному герою Бородинского сражения, партизанским отрядам того времени, представлена портретная галерея офицеров-героев войны и картины русских живописцев, посвященные событиям 1812 года. Также в музее можно увидеть предметы солдатского и офицерского быта, оружие, военную форму. Но самое главное, конечно, сама картина-панорама, на которой художник изобразил самый разгар сражения.

Идея построить панораму к 100-летию Бородинского сражения зародилась у историка Габаева в 1909 году. Автором картины стал художник-баталист Франц Рубо. Первоначально, до 1918 года, панорама была выставлена в специальном деревянном павильоне на Чистых Прудах, спроектированном архитектором Борисом Воронцовым-Вельяминовым. Когда павильон стал разрушаться, полотно пришлось убрать. Восстановили его только после войны. В 1962 году, к 150-летнему юбилею битвы, был построен круговой музейный комплекс специально для демонстрации панорамы. Картина впечатляет размерами – 115 метров в длину и 15 метров в ширину.  В наши дни в музее проводятся интерактивные тематические экскурсии для детей и взрослых. Музейно-архитектурный комплекс пользуется большой популярностью как у московских школьников, так и у гостей столицы. 

Также в городах боевой славы России много музеев-диорам, посвященных сражениям Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. 

В Государственном музее маршала Жукова в г. Жуков Калужской области находится диорама «Штурм Берлина». Полотно длиной 30 метров и высотой 7 метров было создано художниками Вениамином Сибирским и Евгением Данилевским. Художники трудились над ним в течение трех лет. В 1980 г. диорама была впервые представлена в Вюнсдорфе к 35-й годовщине Победы. Основная идея художественного произведения – передать атмосферу победного рывка русских войск, штурмующих вражеский город. Впоследствии картина была передана в музей им. Жукова. Для демонстрации диорамы к музею было пристроено отдельное крыло. Также в музее представлены личные вещи прославленного полководца и его уникальная библиотека. 

В этом ключе нельзя не упомянуть музей-диораму в г. Белгороде, посвященную самому масштабному сражению Великой Отечественной Войны. Диорама «Курская битва. Белгородское направление» - самая большая в России, площадь холста – чуть более 1000 квадратных метров, картина в высоту составляет 15 метров, а в ширину - 67. Авторы картины – художники-баталисты Николай Бут, Геннадий Севостьянов и Виктор Щербаков. Музей был открыт в 1987 году, а в 2008, к 65-й годовщине Курской битвы – переоснащен и усовершенствован. Здание музея имеет дугообразную форму, на входе можно увидеть танки и самоходные орудия, участвовавшие в сражении на Курской дуге. Высокотехнологичное оснащение музейного комплекса, натуралистичные интерьеры, подробные планы боев, познавательные экскурсии неизменно привлекают в музей большое количество как русских, так и иностранных туристов, интересующихся военной историей. 

Существуют и диорамы, посвященные более древним временам Российской истории. Диорама «Стояние на реке Угре» знаменует событие, произошедшее в 1480 году на реке Угре. Стойкость и могучее противостояние русских войск армии Золотой Орды позволило почти без потерь прекратить монголо-татарское иго. Комплекс открыт в 2014 году на территории монастыря Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Именно там происходили события, изображенные на диораме. Местность, изображенную художником на картине, можно увидеть с открытой смотровой площадки.  Размер диорамы относительно небольшой  – 23 метра в длину и 6,5 в ширину. Музей отлично оснащен современными техническими средствами, поэтому атмосфера погружения в историческое событие очень достоверна. Картина имеет глубокий духовный смысл, отражая идею единства, стойкости и непобедимости русской армии. К сожалению, художник Павел Рыженко, кисти которого принадлежит это произведение, скончался в 2014 году в возрасте 43 лет.

В современном обществе прослеживается благоприятная тенденция к стремлению молодежи знать историю своей страны, в частности, военную историю. Обзорные автобусные экскурсии в музеи-панорамы и диорамы позволяют почувствовать себя «в гуще событий» войн разных времен, а значит, понять, что настоящие патриоты приложат все усилия, чтобы ужасов войны никогда больше не видели в нашей стране. 

Подписаться